В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Историческая повесть Богдана Лепкого "Мотря"

23-08-2017

Пространство в этом хронотопе имеет закрытый характер. Основной его единицей является двор (двор гетмана в Киеве и Бахмаче, генерального судьи - в Ковалевке и Батуры-не). Используя топос двору, Б. Лепкий продолжает традиции изображения ограниченного пространства (вспомним о существовании в литературе таких локальности, как "замок", "салон") и констатирует то, что в период Мазе-пиного правления значительно улучшилось положение казацкой верхушки. Хотя автор воспроизводит быт только в имении гетмана и генерального судьи, раскованные, свободные действия старшин свидетельствуют: из единичного можно судить о положении общественности. Особое акцентирование на деталях быта. Так, в гетманском дворце есть и пушистые персидские ковры, и шкафы с мосяжними решетками, и книги, переплетенные в белый пергамент, и золотые и серебряные вещи и искусно украшенные скатерти и занавески. Но нагромождение вещей для воспроизведения богатства старшин недостаточно. Поэтому Б. Лепкий совмещает их с естественными реалиями. Величественный дом Кочубея в Ковалевке окружают "сады, огороды, пасеки и ветряки" 9. "Как далеко глазом бросишь - все его - и земля, и люди, и даже то небо, орошает поля дождями, и солнце, что, кажется, только ему и светит" (С.72). Пространство рассматривается как прекрасный художественный мир, даже навевает мысли о идиллию. Но сообщение о том, что "Любви Федор-не всего было мало" (С.72), абсолютно разрушает ее. Мотря тоже подбрасывает ложку дегтя: "Наскучили эти богатства, похлибства, пустомельства, все вы наскучили мне ... Все! (С.75), - заявляет она Чуйкевичу. Действительно, идиллия - это иконный образ идеала, который ассоциируется со счастьем. Там, где нет счастья, исчезает и она. Бытие становится тоскливым и непривлекательным. В дальнейшем перечень вещей и предметов роскоши уже слышатся ирония и боль. За внешним блеском и процветанием скрывается внутренний упадок. И пышная усадьба генерального судьи воспринимается не лучше, как усадьбы в произведениях Оноре Бальзака, "самый вид которых наводит скуку, как наиболее мрачные монастыри, серые стены, печальные руины" 10.

То внутреннее деградирование выходило на прямую связь с двумя проблемами: 1) с участием Украины в Великой Северной войне (1700 - 1720), которая внешне вроде бы и не затрагивала интересы Гетманщины - борьба велась за выход Балтийского моря между Московией и Швецией, и все же вносила в элементы благосостояния расстройство. Ведь Украина, будучи автономным государством в составе Московии, должна поддерживать ее политику и всячески помогать ей, 2) с проблемой негосударственности Гетманщины. Разобраться в ней Б. Лепкому помог В.Липинсь-кий, дружба с которым пришлась именно на краковский период жизни писателя.

Когда же заглянуть в труде талантливого историка и звеличника героического прошлого В. Липинского, то среди статических причин Украинская негосударственности найдем: 1) невыгодное географическое положение в Европе (большак) 2) плодородные земли постоянно привлекали к

9 Лепкий Б. Мотря. - Львов, 1991. - С.72. Далее указываем в тексте лишь страницу.

10 См.: Бальзак О. Эжени Гранде / / Сочинения. - М., 1971. - С.323.

себя завоевателей и вели к чрезвычайно быстрой дегенерации гражданских инстинктов у людей; 3) "неустойчивость расы" - "полный недостаток патриотизма и ненависть к своим собственным землякам", 4) "преимущество в нашем характере эмоциональности над волей и интеллигентностью" 11. Такая трактовка вечной зависимости Украинская от своих соседей отвечает в историческом цикле повестей Б.Лепко-го универсальной пространственной единице - степи,

Само понятие степи несет в себе ощущение свободы, неуверенности и неукротимости. Оно является признаком политического бессилия народа. "На бескрайних степях ... где не понимали, что свобода лежит в ограничении и в обязанностях, где каждый казак, осев, хотел подражать шляхтича, ведь это был его идеал во времени мира, - тяжело было вообще наладнаты государственную жизнь ", - констатирует В.Безушко12. Вот и лепковские Мазепа, рассматривая возможность достижения самостоятельности Гетманщины, делает вывод: "В том-то и беда, что Господь посадил нас не между горами и между морями, а на огромном материке, на безбрежных степях ...

... Степью назверх и внутри, потому что наша душа тоже степь. Степь - враг государства "(с.186 - 187).

Пространство степи и неуверенное, тревожное время способствуют становлению огромного кризисного хронотопа порога. "Время в этом хронотопе, по сути, является мгновением, которая словно не имеет длительности и выпадает из нормального протекания биографического времени" 13. В Лепкого порог существует в тесном переплетении с бытовым хронотопом. Познаются они чаще всего через пространство дороги. Четкое выявление хронотопа дороги имеем в просмотре гетманом Киева, путешествия Чуйкевича в Ковалевку и генерального судьи в Батурин.

Целостное пространство Киева творит контраст к быту в Мазепиному дворе. Он уже не столь сгущенный, как в описании пира у гетмана, не локализован двором или комнатой. Хвастаться здесь нечем: встречались калеки и убогие, улицы кое вымощенные деревом, а иногда случались ямы и выбоины. "Лампы светились ночью только перед гостиница и заезжими домами, кто что хотел, то и выбрасывал на улицу, а в день не было кому на-таты этого хлама Киев был подобен большому заезжего дома, в которой следует завести порядок, потому что все кто новый приедет и насмитить ... Только роскошные церкви привлекали к себе глаза "(С.40).

В топосах Киева видим еще две противоположности, связанные со строением крепости на Печерске и с монастырской жизнью. Первая воспринимается как маленькая зона ада, как прелюдия к трагедии Батурина, вторая - как скромное, тихое, прижизненное существование. Данные пространственные сферы существуют в произведении автономно, они взаимно отграниченных, как и отграниченное жизни различных слоев населения. Именно поэтому главный герой встречает пространственные оппозиции, образующих зону отчуждения, ощущение которой Б. Лепкий специально подчеркивает: "Нельзя сказать, чтобы гетман был удовлетворен строем, который на улицах видел" (С.40), "закусив губы и приказавший своему сердцу молчать, сближался он к этому новому пекла "(до Печерска - Б.В.)," как им здесь тихо, как далеко от забот и суеты житейской! (С.48) - думал Иван Мазепа, входя в монастырские ворота.


Другие статьи по теме:
 Анализ киноповести Довженко "Украина в огне "
 В своем доме своя правда и сила, и воля!
 Идея бессмертия народа в романе Михаила Стельмаха "Правда и кривда"
 Драматургическое творчество Николая Кулиша
 Багровый и "Тигролови "

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: