В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Григор Михайлович Тютюнник

31-07-2017

Болью занялись детские души на унижение любимой учительницы; в свой незатейливый способ они дают отпор обидчику, мстя и за Наталью Николаевну, и за всех тех солдаток, которые до нитки обирает на базаре ретивый торгаш. Они вполне резонно полагают, что такого прощать никогда нельзя, что с подобными людишек надо бороться так же, как и с врагом. Вот когда имеет возможность учительница убедиться в том, что она правильно воспитывала детей, не зря их учила доброты, человечности и справедливости.

Сами беззащитные дети, Климко и Зульфата начинают заботиться об учительнице и ее детеныш, так как она осталась без крова и любых средств к существованию, ей очень нелегко выжить в этом жестоком мире, не идя ни на какие компромиссы с врагами и отступниками. Маленькие защитники и помощники Натальи Николаевны становятся ее опорой. Климко решает отправиться в неблизкий Славянск, чтобы разжиться там для учительницы соли. Зная, что она никогда не отпустила бы его в эту рискованное путешествие, он тайком, ночью отправляется в путь, оставив лаконичную записку в чистом школьной тетради: «Наталья Николаевна! Я пошел. Зульфата вам все расскажет. Я скоро вернусь. Клим ». За этими словами стоит вся его благородная душа, волнение, чтобы учительница не беспокоилась за него, а одновременно и решимость в осуществлении своего намерения облегчить существование той, которая воспитывала его, учила расти настоящим человеком, была и является высоким моральным образцом в жизни.

С правдивыми, психологически убедительными подробностями описал Григор Тютюнник эту трудное путешествие юного героя, так трагически закончилась для него. Писатель хорошо знал тот маршрут, потому что прошел его сам в годы оккупации, прошел таким же мальчишкой, как и его Климко.

И рассказал правдиво, художественно сильно о детях в войне. Это была одна из ведущих тем его творчества.

Дети из рассказов и повестей Тютюнника - голодные, бездомные, гонимые нуждой - также вынуждены нести на себе бремя всенародного горя, не огрублюючись и не черствиючы душой, воспринимают впечатлительно и болезненно переживают любое проявление надругательства над человеком, проявляют особую чуткость к тем, кому становится невероятно трудно, изо всех сил стремятся им помочь.

Исполненными опасностей дорогами, побеждая в себе страх, возвращался назад Климко с драгоценной солью, чтобы помочь вчительчиний беде, и тут подстерегла паренька неумолимая смерть, как подстерегала она на тех дорогах многих его ровесников. И даже в эту судну час Климко предстает человеком, который заботится не о себе, а о других. Фашисты преследуют советского военнопленного, которому мальчик, забыв об опасности, показывает, куда бежать. Здесь и скосила его очередь из немецкого автомата. «Он впился пальцами в дежурку на груди, тихо ахнул и упал. А из пробитого мешка тоненькой струйкой потекла на дорогу соль ...

Самой дорогой темой, а следовательно и идеалом, писателя были и останутся доброта, самоотверженность и милосердие человеческой души в самых разнообразных проявлениях.

В какие бы обстоятельства не попадали малолетние герои писателя, они никогда не перестают быть людьми, не теряют на дорогах испытаний доброты, несут ее невичахне тепло в своих душах и стремятся согреть им других. Только смерть помешала Климко исполнить до конца свой благородный человеческий долг, он погиб, неся бессмертную эстафету доброты. Война убила голодного и холодного сироту, но не искалечила его - такого маленького и одновременно такой большой, зогритои теплом человечности и благородства - души, кристально чистой, открытой для людей.

Если бы Климко остался жив, то в нелегкие годы послевоенные ему, наверное, пришлось бы встретиться с Павлентием, героем последней повести Григора Тютюнника «Огонек далеко в степи». Климко и Павлентий очень похожи между собой и своими моральными принципами, и благородством души, и даже в чем же нравами.

Павлентиеви повезло уцелеть под смертоносным градом войны. Он вместе с другими своими ровесниками досрочно повзрослел в тяжелых испытаниях и ищет свое место в новом - уже мирному - жизни. Для многих из них, обворованных войной, сирот с голодными глазами и тяжелыми от горя сердцами, крестными родителями в жизни стали ремесленные училища, которые, как могли, обули и одели их, дали пайку хлеба и вывели в люди. Этих детей не просто видел, а хорошо знал автор повести, Он сам принадлежал к ним.

Эти подростки, уже составили не один экзамен на пути к своему человеческого становления, научились безошибочно угадывать даже умело замаскированные фальшь, лицемерие, ложь, коварство, а также сразу чувствовать невзрачную, внешне не афишируемых доброту. Часто они сами являются ее воплощением, как, скажем, тот же Павлентий.

Этот слабый, послушный и удивительно деликатный парнишка, так непосредственно, ничего не скрывая, рассказывает о себе, делит свой скупой паек, которого и самому мало, с тетей Ялосоветою. Он не просто любит, он прирос к ней сердцем, ибо она - самый родной ему человек. Тетя Ялосовета заменила сироте мать.

Но даже в этих отношениях Павлентий не может пойти хоть на маленький компромисс (не может называть тетку мамой), хотя его отношение к мачехе - действительно образцово сыновнее И она его любит, как родного ребенка.


Другие статьи по теме:
 Евгений Гуцало - жизненный и творческий путь
 Владимир Шухевич
 Евгений Фомин как детский писатель
 Бунин Иван Алексеевич
 Иван Кочерга

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: