![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Голодомор стихов и прозы |
03-02-2023 |
Господь забыл и отвернул лицо,
И вот земля провалилась как гроб, и
Над степью ее вдвоем Владычья
Антихрист и ненасытный Адонай.
("Там высохшая женщина пулями прошита"
Несколько десятилетий о двух больших голодоморы не вспоминали, в учебниках по истории путано говорилось о неурожае, хотя еще было много очевидцев, которые рассказывали о згноене зерно на железнодорожных станциях и элеваторах, охраняемых "людьми с ружьями". В внешне благополучные 70-е, когда диссидентское движение набирало обороты, за стенами киевской психушке была написана поэма "Крест". Ее автор - Николай Руденко. Когда, еще подростком, он страдал от голода в донбасском крае, а по войне был едва ли не самым известным поэтом и прозаиком. И не смирился с притворством партийных планов счастливого будущего и стал рядом с теми, кто посмел протестовать. И вот тогда, когда продажные врачи пытались доказать, что все его идеи - сумасшедшая бред, поэт пишет и посвящает свое произведение генералу П. Григоренко. Центральный персонаж поэмы - несокрушимый, твердокаменный большевик Мирон, который возвращается в Украину, в родное село после долгих лет разлуки. Он убежден в том, что вражеские голоса разносят лжи о голодоморе, а в действительности там расцвел колхозный рай. Но увидев мертвое село, в котором снимают фильм о богатстве и благосостоянии колхозников, Мирон осознает свою трагедию и трагедию своих земляков. Он ищет могилу матери, а к нему отзывается из-под земли Украины. И Христос-кобзарь убеждает:
Лукавый заспива осанну,
чтобы почтить пятилетку, план.
Между тем он ради чина и сана
готов мать бросить в котел.
Мы знаем, что имел в виду поэт-диссидент, бросая упрек солнечном кларнетистов. Кстати, и Е. Маланюк с горечью отмечал: "От кларнета твоего покрашенная дудка осталась". Но странное дело - образ женщины-вдовы, которая вынуждена была съесть собственных детей, как бы перекликается в Руденко с той трагической картиной, которую так страстно-болезненно обрисовал Тычина в поэзии "застучали в дверь" ...
Там, где кладовая артельная,
выбежав утром на крыльцо,
Христя вдова сумасшедшая,
идет в каннибальский танец.
А я детишек побила,
до рассвета поварила,
тракористу-молодцу
наварила студня.
Ешь, любимый, не медли,
выплюнь пальчики Арины.
От сыновей и дочерей
только горстка косточек
И еще одна деталь поэмы: опять упоминание о хрестоматийную поэзию Тычины:
... Рупор голосом спесивим
кому кричал о пути новый.
Да еще словам, как кольями
поэт известен в гибельную минуту
людей сгонял доьоднои ямы:
- Будем, будем бить!
Нас долго убеждали в том, что блоковские Христос освятил деяния революционных матросов. А, может, они просто вели его на расстрел ... В поэме Н. Руденко "Крест" большевик Мирон и Сын Божий гибнут вместе - в застенки НКВД.
М. Руденко - большой провидец, который видел грядущую катастрофу. Воистину народный поэт, он с горечью думал о прошлом и с болью - о пройдешне. Поэтому многие его стихотворений касаются темы элементарного человеческого выживания в эпоху глобальных экологических катастроф, во времена недоверия власти к человеку-рабочего, человека-крестьянина, которые на своих плечах держат всю идеологическую надстройку. "Хлеб тридцать третий", "Крапива", "Содом" - уже сами названия говорят читателя языком космической катастрофы.





Добавить комментарий: