В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Глушко Александр - историк и лирик

15-09-2017

Свобода для героев романа "Прыжок тарпана" - это живительная необходимость, вдохновляет их на мужественные деяния и рискованные путешествия.

Неторопливо, с лирическими отступлениями подходит романист к главной сюжетной события произведения - поездки бугских казаков в Санкт-петербург с целью возвращения собственных прав и свобод, завоеванных ими еще во времена Богдана Хмельницкого. Об этом рассказывается в следующих 2-х главах романа - "Питерский холод" и "Поединок". И с этого момента тональность и ритм повествования резко меняются.

Доминирующая в начале произведения лирическая стилистика быстро перерастает в эпическую раздражение. С прибытием послов от казацкой вольности в столицу сразу же открывается иной мир - изысканных логических комбинаций, высоких политических ставок, невидимой и жестокой борьбы личностей, групп, сил. Случается изменение не только лишь художественной территории (вместо прибужского юга ареной действия становится северо Санкт-петербург), но еще и проблемно-тематической направленности художественного воздействия.

На I план выходят исторические действующие лица - Павел I, "шляпа-янтовий князь" Куракин, секретный советник Дмитрий Трощинский, тонкости их восхождения по ступеням власти и политического успеха. Писательский взгляд движется в направлении обогащения проблемно-тематического ряда. От фресок из жизни простых казаков - к фрескам психологии придворной элиты.

Хотя сложности украинской-отечественных взаимоотношений, понятно очерченные в I-х сценах романа, неизменно находят свое художественное продолжение, сейчас уже в интерпретациях влиятельных царедворцев. Тревожное звучание "Украинской сонаты" ощутимо не только лишь в казачьих странствиях хитросплетениями столичных кабинетов, но еще и в оттенках чувства отечественных государственных лиц в Украине, ее главарей, в ее трагедийного прошедшего. Изображение известных политических фигур позволяет О.Глушкови осветить ход истории в классическом варианте - сквозь призму сановных интриг, невидимого противостояния, мятежей и предательств.

Особенность "петербургских" разделов заключается в том, что, формально оставляя казаков главными действующими лицами, О.Глушко переносит главное интерес на конфликт, разворачивающийся при царском дворе. Романист искусно переплетает судьбы бугских казаков и бурные события борьбы за императорский трон.

Начиная с третьей главы, он выделяет 2 параллельных конфликты - м/у казаками и российскими властями и м/у разными группировками внутри отечественной государственной элиты. При этом в заключительном разделе ("Поединок") сюжетные акценты сконцентрировано на картинке мятежа сторонников Александра I. История становится извечной драме борьбы за власть. И роман "Прыжок тарпана" приобретает особенности классического исторического произведения - с динамичным действием, предысторией выдающихся государственных лиц, захватывающей психологическим напряжением, переплетением ракурсов "верхов" и "низов".


Другие статьи по теме:
 Роман Иванович Иваничук
 Бунин Иван Алексеевич
 Карпенко-Карый
 Иван Драч
 Биография Степана Пушика

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: