В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Франко и выдающиеся деятели Галицкого Возрождения

03-08-2017

"Молодую музу" надо рассматривать как звено в системе взаимодействия различных течений литературного движения конца XIX - начала ХХ в. фрагмент общеевропейской панорамы, ибо идеи модернизма приходили на Украину разными путями, сочетаясь с некоторыми чертами предыдущей реалистической школы и приобретая в Украинском национальном среде новых признаков. При этом каждый писатель представляет свою линию развития, поиски собственной концепции, охватывающие сферу идей и форм. Единственное, что обьеднювало представителей всех этих групп, течений или просто индивидуальностей, было неприятие бытового реализма, описательности старой школы письма.

С этой точки зрения не только лирическая драма "Увядшие листья" И. Франко, а его статьи "Принципы и беспринципность", "Старое и новое в украинской литературе" можно назвать выявлением модернистских направлении, модернистских в том смысле, что здесь в центре стоит сознание индивидуальности, - "человеческая душа", сквозь призму которой раскрывается, "освещается" окружающую обстановку. Итак, поэт "вырывает" своего лирического героя из рамок биологического существования и вводит широкую временную и пространственную перспективу, в единстве со вселенной.

"Молодая муза" существовала сравнимо недолго - от 1907 года до первой мировой войны, следовательно, каких-то семь - восемь лет. Но она вписала свою страницу в историю украинской литературы, была определенным этапом на пути дальнейшего развития.

Время нужно учитывать и то, что литературный процесс творят не только и, может, не столько течения и группы, как творческие индивидуальности.

Каждый участник "Молодой музы" - человек со своей судьбой и художник со своим неповторимым лицом, и как художник каждый из них выходит за рамки этой литературной группы, поскольку творчество его не ограничивается временем существования.

По-разному сложились судьбы бывших "молодомузивцив". Дольше суждено прожить Михаил Яцкив (он умер в 1961 г.), ему удалось или не полно и ярко выразить идеи "Молодой музы" экспрессивным стилем, в котором острота наблюдения, точность детали соединенная с выходом за рамки реальности, а тонкая лирическая настроенность соседствует с отталкивающей натуралистичностью, в него или не тесно соединены и переплетены бодлеривськи идеал и сплин, и одновременно он или не наиболее органично соединил фольклорный символ современной технике письма, доходящий местами почти до сюрреалистических образных конструкций. К сожалению, творчество М. Яцкива прекратилась вскоре после первой мировой войны, и важго полагать, что дал бы этот яркий талант при благоприятных обстоятельствах.

Среди поэтов, несомненно, талантливым был Петр Карманский. Его первая книга "Из папки самоубийцы" является ученическим подражанием "Страдания молодого Вертера" Гете и "Увядшие листья" И. Франко. И в последующих книгах он утвердился как оригинальный поэт со своим лицом.

Кажется, у этого поэта в крови была тяга к путешествиям, и из Италии привез он в поэзию "молодомузивцив" вместо шума сосен и волн Днестра аромат кипарисов, хлюпанье Тибра. Бодлеривське "где-нибудь, чтобы только вне этого мира" впоследствии гоняло его мирами, но все же под конец жизни прибило к пристани - хоть не тихой, а истерзанной - родного края. Ранняя поэзия П. Карманского, полна "причинной печали". М. Рыльский мотивы грусти объясняет как условиями жизни того Галиции, так и личной удачей поэта мягкой, ранимой, и тем, "что в кругу его творческих интересов были" поэзии "Леопарди, Бодлера, пессимистические страницы Библии".

Мотивы грусти и космического боли, по мнению И. Франко преподносят поэзию П. Карманского от мелочей обыденщины к проблеме общечеловеческой духовности и этики, конфликтов между добром и злом, доминируют в произведениях "молодомузивського" периода. Позднее, в годы первой мировой войны, тот высокий пафос и тон медленно уступают место сатирическим тонам, гротескным образам. Поэт тяжело переживает трагедию родного края, когда тысячи сечевых стрельцов погибали на подольских полях, а некоторые из их проводников спали "под венскими перинами".


Другие статьи по теме:
 Котляревский - автор первого драматического произведения
 Евгений Фомин как детский писатель
 Иван Сенченко
 Франко Иван Яковлевич
 Франко и Коломыя

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: