![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Евгений Маланюк |
06-12-2022 |
"На кресте СЛОВА Распятый ...» Польша, 1922 год. Городок Калиш с пригородом Щипьорно. По колючей проволокой лагерей военнопленных почти десять тысяч интернированных воинов армий Украинской Народной Республики. Деревянные бараки, землянки, лишения, голод, фронтовые раны, туберкулез, смерть. Жгучее осознание потери Родины и почти полное отсутствие надежды на будущее ... А на собрании академии лагерного литературно-артистического общества «Радуга» из, казалось бы, неуместным до времени и места рефератом «Оружие культуры» выступал перед собратьями двадцатипятилетний поэт, войсковой старшина 6-й дивизии генерала Безручко Евгений Маланюк: «Границы, экономическая деятельность, промышленность и торговля - это только внешние формы, только рамки, в которых проходит действительное живая жизнь нации самостоятельного государства. А этим действительной жизнью нации, искренним содержанием внешней формы является внутренняя жизнь национальной культуры, жизнь идей бессмертных и вечных (и в первую очередь - искусство - авангард культуры), ибо исторические события, войны, победы и поражения, цвету и упадки государств и народов, целая подвижная масса истории есть лишь материализацией тех или иных идей. Чтобы восстала или исчезла государство, должен, прежде всего, существовать идея этого восстания или исчезновения. Идеи вырастают и мужают на основе национальной культуры - вот почему труд на сфере культуры является сегодня хотя и запоздавшим, однако общеукраинским делом ... Действительными творцами жизни есть мыслители, апостолы идеи. Настоящими пророками исторических событий является Художники и, в первую очередь - поэты ». Даже для части участников академии, - а «Радуга» объединяла литературно-художественные круги интернированных воинов, - выступление Евгения Маланюка был несколько неожиданным. Ведь лагеря продолжали жить по принципу военных формирований. Идея нового похода за Государственность все еще декларировалась военным руководством, хотя на втором году жизни лагерных республик военные все лучше понимали ее призрачность. И для многих осознание этого становилось жизненной катастрофой. Стоял вопрос - что дальше? Именно на него и попытался ответить в своем реферате Евгений Маланюк. Осмысливая причины поражения в вооруженных соревнованиях по Государственность, докладчик видит их в чрезвычайно узком кругу лидеров нации (государственников), даже в их неподготовленности к событиям 1917 года, наконец, о том, что национальной элите хватало теоретического обоснования сущности и цели украинского национального движения, его стратегии и тактики. Поэтому молодой писатель стремится стать одним из создателей национальной, государственнической идеи. Мнения, высказанные в реферате, вскоре прозвучали и в его поэзии. "На кресте слова распят Гвоздями букв ...» Это непроизвольное поэтическое признание, обозначенное далеким 1924 годом, стало пророческим по художественной судьбы писателя и может служить эпиграфом ко всему его жизни. Годом позже в стихотворении «Надпись на книге стихов», которую Евгений Маланюк назвал в одном из писем «лучшим стихотворением моим» (1931), поэт выразительной свою художественную и гражданскую позицию. Обращаясь к потомкам и, кажется, уже тогда понимая, что путь к читателю на родине будет невероятно длинным, «напряженный, незломно-гордый Железных император строф» писал: Вот - блеском - булаву граненый направляю только вперед: Это еще не лет, но уже наступление, Но завесу разорвет. Кусками распадется мрак, И ты, нащадче мой поймешь Как сквозь тысячелетний порох развернется пространство без границ. Поймешь это, чем сердце билось, Которых этот зрение присмотрел мет, Почему стилетом был мой стилос и стилос бывал стилет. В течение долгого и сложного жизни, сотканного из «переходов и исхода», Евгений Маланюк ни разу не изменил себе, не отрекся от своего добровольного выбора, того крестного пути, который предсказывала его распятая душа.





Добавить комментарий: