В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Евгений Гребенка. Басни в детском чтении.

04-12-2022

В украинском стихах Гребенки, тесно связанных с народно традиции, выражается протест против надругательства над человеческими чувствами, изображается тяжелая судьба девушки-сироты, звучит тоска по счастьем, проходящей мимо. Среди российских стихов, наряду с лирическими стихами, значительное место занимают перепевы украинских народных песен. В романтической поэме «Богдан» (1843) Гребенка воспел единство двух народов-братьев - украинского и русского - в борьбе против общего врага, за мир, за воссоединение. Эмоциональный характер и искренность большинства стихотворений Гребенки обеспечили им широкую популярность. Не только отдельные украинские, но и некоторые русские стихи еще при жизни писателя стали народными песнями. И неудивительно, что его песня «Молодая еще девица я была ...» до сих пор украшает репертуар многих певцов, а слушатели часто не догадываются, что ее проникновенные строки написал Гребенка более века назад, Гребенка был автором более сорока повестей, романов и рассказов, которые условно можно разделить на несколько тематических циклов: показ отдельных сторон украинской жизни («Рассказы пирятин-ца», «Вот кому зузуля кузнец!», «мачеха и барышня», «Братья», «Нежинский полковник Золотаренко», «Чайковский »), быт и нравы чиновницгва (« Лука Прохорович »,« Дальний родствен-ник »,« Верное лекарство »,« Иван Иванович »,« Искатель места »,« Полтавские вечера »), помещичья произвол и угнетение крепостных (« Кулик » , «Бьивальщина», «Злой человек», «Приключения синей ассигнациями»), гибель «маленького человека» в бездушном среде («Записки студента», «Доктор», «первых концерт Ру-бини», «Заборов») и др.

Творчество Гребенки-прозаика развивалась в направлении от романтизма к реализму. В своих лучших произведениях он выходил из эстетических установок «натуральной школы», соединился с теми

писателями, которые, вслед за Гоголем, способствовали становлению нового, реалистического направления в литературе, усиливали ее обличительную действенность. Именно за это его ценили Белинский и Некрасов, именно это. в его наследии впоследствии привлекло внимание Чехова и Горького.

Непреходящее значение по прежнему имеют классические байки Гребенки. В процессе становления новой украинской литературы, когда определялся путь ее развития, шла борьба за расширение тематических горизонтов, по ее общественную значимость и идейную насыщенность, когда характерно своеобразное сосуществование, взаимно связанность разных стилистических направлений и течений, басня - произведение поэтической фантазии народа - сыграла значительную роль в приближении литературы к жизни, к реализму и народности.

Евгению Гребешки суждено стать величайшим баснописцем первой половины XIX в. «Как байкопис, - отмечал И. Франко, - занимает Гребенка первое место в нашем писательстве». Конечно,

еще до появления его басен на Украине уже существовала определенная традиция. Байка широко бытовало в XVII-XVIII века, использовалась в курсах риторики и поэтики, входила в переводных сборников. Известны обращения к этому жанру Г. Сковороды, И. Котляревского, П. Белецкого-Носенко, П. Гулака-Артемовского и Л. Боровиковского. Особенно возросли прелесть и авторитет басни после выступления И. Крылова. В. Белинский прямо указал, что «настоящим своим торжеством на святой Руси басня обязана Крылову».

Создавая свои байки под непосредственным влиянием Крылова, наследуя лучшие литературные и фольклорные традиции и используя достижения предшественников. Гребенка сумел обнаружить собственную творческую индивидуальность. «Гребенка, по словам И. Франко, - шел путем, проложенным в русской литературе Крыловым, но шел довольно самостоятельно, не следуя Крылова, внося в свои басни украинским пейзаж и мировоззрение украинский мужика».

Басня как жанр уже сама по себе предполагает критическое отношение к изображаемому, его оценку по некоторым позициям. В баснях Гребенки в первую очередь оказались социальные противоречия тогдашней действительности. Оригинальный национальный колорит значительно усилил их реалистичное звучание, сделал понятными для народного читателя, что, в свою очередь, определило также их демократизм и обеспечило определенную социально-критическую направленность. Своими корнями басни Гребинки достигают прежде всего в народном творчестве, в которой нашли животрепещущий выражения извечные думы, стремления и чаяния простых людей. Почти во всех его баснях хищникам и угнетателям противопоставляется обычный труженик как олицетворение человечности, трудолюбия, моральной превосходства. Свое отношение к явлениям. Действительности баснописец преимущественно определяет из народных позиций, направляя гнев против жестокой помещичьего произвола, несправедливости царского суда, уродливых порождений общественного устройства - взяточничества, крючкотворства и др.

В этом отношении показательна классическая басня «Медвежий суд». Позаимствовав у Крылова тему (басня «Крестьянин и Овца»), Гребенка нашел вполне оригинальное ее воплощение. Лиса обвинила Вола в том, что он

... Пил как мошенник, брагу,

ел сено, и овес, и соль.


Другие статьи по теме:
 Иван Микитенко
 Биография Леси Украинской
 Душевная красота Наталки Полтавки
 Биография Григория Сковороды
 Андрей Малышко

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: