В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Евгений Фомин как детский писатель

27-11-2023

Украинская детская литература 20-40-х гг ХХ века представлена ​​большим количеством разножанровых произведений, рассчитанных на восприятие как дошкольниками, так и учащимися общеобразовательных учреждений. Среди разнообразия имен вполне справедливо было бы назвать имя, принадлежащее нашему земляку, художнику самобытном и разноплановом. Это Евгений Фомин, каховчанин, воспитанник Херсонского детского дома, который еще в подростковом возрасте проявил свой незаурядный литературный талант. Через всю свою недолгую жизнь поэт сумел пронести веру в высокие идеалы добра и справедливости, тонкое чувство красоты в окружающем мире и в человеке. Этим отмечены и его произведения, входящие в детское чтение.

Уже один из ранних стихотворений Е. Фомина "Гроза" (1924), связанный с пребыванием в Херсонском детском доме, отмечается несомненным литературным мастерством. Хотя автору тогда шел лишь четырнадцатый год, произведение привлекает детской непосредственностью в восприятии окрестности, богатством воображения, разнообразием образных ассоциаций. Обычные бытовые штрихи и будничные нотки соседствуют с оригинальными метафорами и сравнениями, что подчеркивают картину грозовой ночи ("скачет в горах красная коза - Молниеносный огонь", "ковзнувсь молодой Об небесный ледок. Поскользнулся и пробил себе сторону, пролилась кровь на поля"; "рыженький ковзун вверху Рану черным бинтом завязал", "как собака на цепи, Тень за нами брела"). Каждый такой троп свидетельствует об удивительной наблюдательностью юного поэта, который бы одновременно живет и в реально-приземленном мире, и в каком сказочном измерении, виденном только ребенком. Авторские перифразы "наш товарищ гнедого" (конь), "рыженький ковзун" (месяц) предоставляют произведению кроткого, трогательного звучания. Стихотворение полон динамики, насыщен многочисленными глаголами для обозначения быстрого хода событий.

Подростковые впечатление Е. Фомина отразились и в его стихотворении "Любовь в детдоме" (1926). Лирический герой на грани между детством и юностью переживает свою первую любовь:

Шевелилось в сердечке юном

Неизвестное, теплое чувство.

А как глаза встретились с глазами,

Пронзил душу радости ток:

Все мерещилась синяя юпчина

И цветастый цыганский платок.

О дитячии дни золотые ... (5, 22)

По отдельным штрихам предстают судьбы этих ребятишек, взрослеют в процессе обучения, труда, творческих поисков. Украшением произведения стали самобытные образные выражения, которые отражают романтические настроения и порывы чулих душ ("Когда день запорошиться в пепел, А мы говорим: ночка взлет, - Мы сердца свои в радости топим"; Мечтательно мчатся зажженные лошади, Мои думы за ними вслед ";" Весенние ветерке уже проснулись, пошли раздражать Днепр "). Интересна поэта версия прихода рассвета: это баталия ночной темноты с утром. Это битва, в которой есть побежденные и победители:

Отступая, ночь-волшебница

Затянула с собой воспоминания;

Стали падать, как убитые, зарницы

На покров ее серый, мягкий. (5, 23)

Своеобразно рисует автор и картину прихода студеной поры, подавая ее в феерическом дымки ("мчалась зима в санки И за ней следом холода"). Такая склонность к персонификации природных явлений сближает юного поэта со старшими певцами-херсонцами Днепровской Чайкой и Николаем Чернявским. И здесь речь идет не о подражании или образные заимствования, а о сходстве художественного видения. Сравним только приведенную Фоминске характеристику с зимними поэтическими впечатлениями Н. Чернявского: "Налетела злая вьюга, Нашумевшая - и нет, А за ней вслед приехала На санях ясная зима".

Автобиографический диптих "Воспоминания" (1936) продолжает тему беспризорности. В первом стихотворении "Я помню летнюю ночь ..." юный герой еще живет в мире беззаботного детства, имеет нежную мать и любящего отца, который отправляется "далеко воевать". Следующая поэзия "Уже одшумилы ливни пуль ..." представляет уже мальчика-сироту, потерявшего родных людей и брошен судьбой судьбы ("я сплю, бездомный, в ларьке, Жестокий ветер надо мной, розовощекий сны не идут, Сказок заснеженных НЕ ткут Из нитей неуловимо покоя "). С помощью средства контраста поэт подчеркивает те разительные перемены, произошедшие в жизни невинных детей вследствие гражданской войны и разрухи. Но финал диптиха счастлив. Беспризорного мальчика находит отзывчивый человек, отводит его в детский дом.

Нотками сочувствия проникнутая "Песня о гаву хлюста". Это такая же волнующий рассказ о судьбе бездомного, исполненная гнетущих деталей ("в глухом подвале Жили мы вдвоем", "голодные кварталы Чернели, как погреб", "хлеб добывали, Как дикие волки"). Проницательным взглядом на проблему Е. Фомин созвучный многим своим современникам - С. Васильченко, А. Головко, А. Макаренко, Ивану Днепровском, И. Микитенко, Л. Пантелееву, Е. буковые и др.

Попутно образы детей подает Е. Фомин в цикле стихов "Письма Николло Сакко" (1936). Обреченный на смерть рабочий-арестант, находящегося в угнетающей атмосфере тюрьмы, воспринимает приход к нему членов семьи как настоящий праздник ("запела, как Виолина, Тюрьмы неподвижная мгла"). Вот его впечатления от встречи со своими детьми:

И какой-то дальний, небесный

Пронизывающей сердце, мир

Принесла маленькая Инесса.


Другие статьи по теме:
 Евгений Фомин как детский писатель
 Василь Земляк
 Биография Степана Пушика
 Евгений Гуцало - жизненный и творческий путь
 Андрей Малышко

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: