В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Евгений Фомин как детский писатель

13-08-2023

Столько здесь наблюдательности, тонкого понимания природы. Вот дальнейшая характеристика соловья - "в своем спивомайстерстви Вершин дойдя безусловных, Учитель несказанно скромный серел невидимый в листва", а далее - попытка передать все многоголосие рассветного леса ("лунный гам Ризноманитнивсь", "среди него и голос Зорянки звенел, Как тот величественный свитоспив Жизнь осонченоясного "," а там лазоривка-синичка В неслововимовний красоте вплетали дружно в голоса Свое произведение-творение "," дрозд, в юную пору ухаживаний обеспокоенно-подвижный, Свои яркие переливы Создавал и творит без конца "). Грациозности поэта высказывания оказывают неожиданные неологизмы, которые он рассыпает по тексту, словно самоцветы. Е. Фомин будто по-детски играет фразами, словами, складами, сплетая целые строки из языковых новообразований ("в шумном юнолунни Шли герои наши юные", "душица синьомая В привет головкой машет", "стеклянная, нервовопливний хруск", "в этой ясные дневной ").

Картины природы выполняют в поэме и чисто пропагандистские функции. Это в частности строфа, служит обрамлением для эпилога:

НЕ одлитають от окна

Птички, призванные пространством,

И, как доглядниця над больным,

В комнате стынет тишина. (5,126).

Почему птицы заглядывают в мастерскую, почему "стройные деревья, словно живые, жалобный неведомой силе, В окно багровые ветви клонят С росой-зерно на листва?" Природа не скрывает восхищения "перед зрелищем красоты", радуется тому, что скульптор изваял бюсты мальчиков, а затем память о них будет увековечена. В этом творении мастера чувствуется "громний бури ток". На открытом лбу у Павлика Морозова "отражается эпоха" с ее главным признаком - классовой борьбой. Следовательно, и в изображении событий, и в показе героев, и в изображении природы Е. Фомин бывает и искренним и артистическим, и несколько искусственным, надуманным.

Детям младшего школьного возраста художник посвятил стихотворную пьесу-сказку "Ивасик-Телесик", написанную в соавторстве с А. Шиян. Произведение было завершено в 1940 г. и опубликованы отдельной книгой 1941 года. Один из друзей Е. Фомина поэт и критик Терень Масенко проливает свет на особенности сотрудничества двух писателей над пьесой. Он отмечает: "По характеру и стилю стиха, - а вся сказка написана стихом, - сразу же видно, что соавтору Е. Фомина пришлось, наверное, поработать вместе с поэтом над драматургическим планом сказки или над сюжетными линиями ее, но ясно, что вся сказка от начала до конца написана Фоминым "(1, 18).

Как известно, до литературных интерпретаций фольклорного сюжета о Ивасика-Телесика обращалось немало украинских мастеров слова (М. Кропивницкий, Днепровская Чайка, Александр Олесь, П. Тычина и др.). Сказка Е. Фомина и А. Шияна прежде созвучна эпохе ее создания - пограничья тридцатых и сороковых годов с их традиционным пафосом разоблачения и уничтожения вражеских сил. Ивасик-Телесик выступает как такой же последовательный борец против зла, и Павлик Морозов, но в фольклорном варианте. Основной конфликт возникает в пьесе между юным героем как носителем идеи правды и Бабой Ягой-Костян ногой как воплощением несправедливости и коварства. Эти главные противники имеют своих единомышленников и сторонников, и действующие лица полярно разделены на два антагонистических лагеря. Одни из них честные, мужественные, благородные, а другие - плохие, вероломны, неисправимые в своей хищности и ярости. Некоего компромисса или согласия между ними не найти. Ведется борьба не на жизнь, а на смерть, как и в знакомой авторам реальности, - между "советскими людьми" и "врагами народа". Поэтому празднование пьесы на Всесоюзном смотре в Москве 1941 удостоверяет не только художественный уровень произведения, но и его злободневность, суголоснисть самой атмосфере данного времени.

Центральный герой Ивасик-Телесик, как и положительные персонажи многих других сказок, без всяких колебаний встает на защиту обиженных, помогает всем, кто попал в беду. Поэтому в волны затруднений ему и его родным приходят на помощь те, кому мальчик становился полезным - зайчик, кизонька, медведь, стремящихся отблагодарить за добро. Они успокаивают Ивасикову мать, приносят подарки. Кроме зверей, действующие в произведении и птицы - кукушка, сова, лебедь. Но если лукавая кукушка остается равнодушной к просьбам Тани сообщить родным о ее беде и только на словах соглашается помочь, то смелый лебедь, несет Ивасика домой, бросается в бой с Ягой, что перевоплотилась в хищного ястреба.

Заметное место в сказке отведено и демонологических личностям, между которыми проходит четкое разграничение: русалка Майя сочувствует Ивасиком и Тане, помогает им, а Лесной, Змей Горыныч, черти вредят.


Другие статьи по теме:
 Франко и Коломыя
 Роман Иванович Иваничук
 Поэтесса Леся Храплива
 Иван Кочерга
 Василий Симоненко. Жизнь и творчество.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: