![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Евгений Фомин как детский писатель |
07-12-2022 |
В сюжетной части поэмы автор прослеживает эволюцию взглядов Павлика Морозова на мир и себя в нем, на свое место в коллективе. Вот он - девятилетний мальчик - предостерегает лениво школьников, чтобы не бездельничали. И его обращение доходит до сердец шалунов.
Уже в портретной характеристике героя писатель подчеркивает небудничность его характера, любознательность и жажду к знаниям, ощущение своего единства с ученическим целом: "Вот он в шумном группе Идет, пригретый сонцемаем, В огромном пальто, На лоб фуражку его свисает, Но свитлобистри, как гроза , Которую встречать мы все желающие, Живут, горят умные глаза В Затина от фуражки ... "(5,109).
Павлик Морозов не остается равнодушным к событиям, происходящим по всей стране и в земле. Герой мечтает о подвижничестве во имя народа, сныть, что "он уже созревший воин На воинственной этой земле", "он знает, кого оборонять И воевать против кого".
И Павлик взрослеет. Вот ему уже тринадцать лет, и теперь уже "сказочные воины не снятся, ибо начала мужать мысль". Рядом с ним вырисовывается и младший братик Федрик (о других детях Трофима и Татьяны Морозовых - Алексея и Романа в произведении не говорится). Автор не скрывает восхищения и этим юным персонажем. Он - "как воспоминание О дитство, называемое золотым", "музыка горения мет". Каждая деталь портрета Федрика вызывает у Е. Фомина восхищение и радость. Федрик еще живет в плену фантазий, ему снится царство цветов, птиц и бабочек, где всем так светло и радостно. Этот отблеск праздничности детских лет постоянно отражается во всей его осанке и резко контрастирует с мыслями и поступками старшего брата, стал пионером и погрузился в пучину общественной деятельности и борьбы.
Павлик чувствует свое отчуждение, обособленность от семьи, где его интересов и стремлений не понимают: мать встретила принятия сына в пионеры с настороженностью, не обнаружив ожидаемого одобрения, отец "запродуеться кулака" ", а вместе с ним и дед" мотает пятам ". Такая подозрительное поведение родных людей вызывает у парня желание разоблачить их как врагов ("пусть навестим, осветит Эти тайные заблуждение").
Параллельно с воспроизведением Павлика поисков преступников поэт не без восторга живописует общегосударственные сдвиги, препятствием которым становится столько противников. Здесь Е. Фомин отдает должное распространенном во времена Сталина явлению "шпиономании", когда на каждом шагу мерещились диверсанты и контрреволюционеры:
А враг, громлений кругом,
Ищет средства и хода,
Где бы напсуваты, где бы навредит,
Где взять хитростью и злом. (5,115)
Павлик подглядывает, куда спрятал хлеб односельчанин Кулуканов, и помогает обнаружить этот "ставок пшеницы золотой". Он отказывается от своего деда, стремился привлечь внука к своей семье. Красноречивый диалог между ними:
- ... Отца Смыка начали,
И тебе это безразлично, дитя!
Тебя же он любит до смерти.
Ни слова осуждения, хулы
НЕ изрек о тебе он, поверь
- Надоело! Время и перестать!
Вас хорошо знаю - хитрый зверь.
Уж вы выселены из дома,
Смотрите, попадете в Сибирь. (5,119-120)
Морозов привлекает в свои вистежувань и разоблачений и малого Федрика. Вместе они подслушивают тайное совещание местных мироедов о покушении на "секретаря ячейки" и спасают от смерти этого коммуниста, влюбленного в игру на флейте (символ его духовного богатства). За это и другие подобные поступки Павлик и Федрик, как это подает в произведении Е. Фомин, были застрелены в лесу из обреза. Об убийцах писатель сообщает: "Один замаяв бородой И вслед двое молодых" (5,123). Автор намекает на участие в преступлении деда мальчиков, конфликт с которым обострился еще до этого события.
С точки зрения современности поэма Е. Фомина "Павлик Морозов" может поцинуватися, конечно, как заидеологизировано стихотворное полотно, отразившее характерные тенденции сталинской эпохи, но следует признать, что произведение имеет и незаурядную художественную ценность, написанный действительно мастерски и оригинально. Автор выявляет свое умение проникать во внутренний мир ребенка, мотивировать его поведение. Особой отделкой поэмы есть картины природы, которые призваны подчеркнуть красоту и величие жизни. Приведем такой красноречивый пример:
Рассвет. Лес. Поет соловей -
Птичий учитель, пение его
Прозрачный, как озон: ему роса
Приходит в тон и листья колышется,
Как лучезарный дымку.
Лес. Рассвет. (5,122)
Эта строфа, взятая в кольцо словом "Рассвет", переливается звуками и зрительными впечатлениями утра, сплетается со следующими поэтическими зарисовками, пересыпанным изысканными тропами, аллитерациями и ассонансами.





Добавить комментарий: