![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Драматургическое творчество Николая Кулиша |
03-02-2023 |
Азбука была не только просветительская необходимой для южного региона, но и литературно интересной. Она строилась на классике украинской художественной культуры, содержала и отпечаток творчества самого Н. Кулиша. Важен такой аспект воспоминаний Антонины Кулиш: "Этот" первички "Николай использовал тот педагогический материал, я собрала, работая в школе, - я имела уже шестилетнюю практику работы по украинским школах, - остаток выбрал из Шевченко" Кобзарь ", добавив еще и своих стихов и коротких рассказов "(2, 721).
Организуя школы, заботясь об учащихся и учителей, М. Кулиш неоднократно пешком ходил хуторами, деревнями и поселками Херсонщины, знакомясь с состоянием педагогических дел в родном крае. В голодные 1921 и 1922 годы он приложил невероятные усилия, чтобы спасти многих школьников от смерти и сохранить от распада многочисленные маленькие школы. Свои впечатления от этих лет драматург отразил в значительной литературно-публицистической работе "По весям и селам" (на русском).
Это - цикл документально-психологических очерков о сложных и драматических проблемы сельской школы на юге Украины. Первая часть "По весям и селам" имеет подзаголовок "Из записной книжки 1921 года", вторая - подзаголовок "Из записной книжки 1922 года". В цикле очерков М. Кулиш с элементами художественного повествования, публицистических размышлений, документировано наблюдений рассказал о наступлении голода в Таврии и силу жизни и человеческого духа, противостояли этому наступлению.
Очерки и путевые рисунки "По весям и селам"
основанные на разноаспектных и разноуровневых контрастах - приеме, который Кулиш вскоре будет использовать в драматургии. В очерке "В немецких колониях" художник-педагог постоянно актуализовуе контрастные факты и реалии. Он пишет:
"Я Проезжая через немецкие колонии. Недавно еще богатые и хозяйственно крепкие, цементированные нерасторопных трудолюбием, обильные всеми благами черноземы, они теперь выглядят иначе. Во всем видно запустения, уныние, упадок ...
Школы в безнадежно состоянии, занятия идут с перебоями, детская аудитория редеет с каждым днем. Пробовал говорит с двумя учителями в перспективах, но, кроме тоски, ничего не получилось. Немецкого учителя, спаянны с обществом кровно, материально и духовно, в этому году ожидает голод и одиночество в борьбе за свое существование ...
И тем более становится больно и обидно, когда слышишь, что в ЭТИХ колониях, махнув безнадежно на свои школы, две недели уже шатается халтурная группа подозрительных артистов, ставит пьесы из цикла миниатюр, стяжает славу балетнымы номерами и собирает плату "натурой".
Полный успех, полные сборы! "(3, 373 - 374).
Завершая рассказ о антитетично ситуации, с которыми он сталкивался, М. Кулиш в очерке-разделе "В немецких колониях" завершает свои наблюдения таким характерным обобщением: "Балет, театр миниатюр, антрепренер с тросточкой, умирающие школы, голодные люди, везущие в степи повозку , - ну разве это НЕ контрасты, в которых нужно писать, говорит и сигнализировать во все концы советской земли "(3, 374).
В документально-очерковой повести "По весям и селам" немало колоритных сцен, парадоксальных эпизодов, характерографичних реплик. Это все часто подается рисунком, практически без комментария, почти без всякой логической или дидактически-публицистической интерпретации. Такие сцены, эпизоды, реплики стали прообразом колоритной ситуацийности, парадоксальной сюжетики, сжатой и выразительной диалогизации, что особенно искусно воплотились в Кулишева драматических произведениях.
- Очерк "В детско дом" открывается ярким как в прозаическом, так и в драматургическом планах фрагментом, пронизанном синтезом интонаций горького сумму и самоиронии:
- "Меня везут: лошадь, мальчик и два колеса. Я сижу на перекладинке и держусь за мальчика. Ноги мерзнуть: ночью Был первый мороз. По дороге трупы павших от бескормицы лошадей. Голод Близится.
- - Ты грамотный? - Спрашиваю мальчика.
- - Нет.
- - А почему в школу не ходишь?





Добавить комментарий: