В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Детская Литература

27-01-2024

Г. Сковорода чаще упоминается в плане философа, писателя (в первую очередь для взрослых). И многие не подозревают, что Г. Сковорода большую часть своего творчества посвятил именно детям, юношеству.

Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) - выдающийся украинский педагог, поэт, странствующий философ, представитель этико-гуманистического направления отечественного просвещения. Учился в Киево-Могилянской академии, углублял знания за рубежом. Вернувшись на родину, преподавал поэтику в Переяславской семинарии, затем в Харьковской коллегии. После освобождения из коллегии Г. Сковорода до конца жизни оставался странствующим философом и учителем.

Свои педагогические взгляды он изложил в диалогах, стихах, баснях, притчах, письмах. Проблемам воспитания посвящены его притчи «Благодарный Еродий», «Убогий Жаворонок», «Басни Харьковские". Исходными и определяющими в системе педагогических взглядов Сковороды есть идеи демократизма, гуманизма, народности и патриотизма. Идеал человечности - цель всей его жизни, а также и цель воспитания. Г. Сковорода считал, что в воспитании надо учитывать не на социальное положение детей, а на их природу, склонности, интересы, дарование.

Будучи сторонником принципа народности в воспитании, он утверждал, что оно должно отвечать интересам народа, питаться из народных источников и храниться в жизни каждого народа, высмеивал дворянско-аристократическая воспитания, пресмыкательство перед всем иностранным. По его мнению, цель воспитания - подготовка свободного человека, гармонично развитого, счастливой, полезной для общества, человека, способного жить и бороться.

Ведущее место во всестороннем развитии отводил умственной образовании, которая помогает человеку познать себя, окружающий мир, суть счастья. Он отстаивал родной язык в школах, советовал изучать грамматику, литературу, математику, физику, механику, музыку, философию, медицину и другие науки.

Особую роль во всестороннем развитии личности Сковорода отводил формированию его моральных качеств, в частности таких, как любовь к отчизне и труда, человечность, дружба, правдивость, честность, скромность, сила воли, чувство человеческого достоинства.

Значительное внимание Г. Сковорода придавал физическому воспитанию людей, считал, что они должны быть «телесно здоровы». Физическое воспитание, согласно ему, должно начинаться еще до рождения ребенка и заключаться в здоровом образе жизни родителей, в заботе о матери в период беременности и вскармливания ребенка.

Физическому воспитанию детей способствуют труд, упражнения, режим и отдых, развлечения, закаливание организма. Он также заботился об эстетическом воспитании, которое должно облагораживать людей, помогать им в жизни и труда. Средствами эстетического воспитания должны быть поэзия, музыка, народные песни, красота природы, изобразительное искусство.

Первыми воспитателями ребенка Сковорода называл родителей. Пренебрежительно относился к тем «напивбатькив» и «на-пивматерив», которые перепоручают воспитание своих детей другим, сравнивал их с кукушками, что подбрасывают яйца в чужие гнезда. Решающую роль в воспитании он отводил школе, учителям. Утверждал, что школа должна быть доступной для всех, с бесплатным обучением, разработал ряд дидактических и методических положений. Утверждал, что осознавать истину лучше самостоятельно, через собственную активность. В процессе обучения надо учитывать склонности и способности детей, их возрастные и индивидуальные особенности. Он советовал правильно дозировать учебный материал, излагать его доступно, ясно, точно, использовать наглядность, связывать теорию с практикой, обучения с жизнью. Высоко ценил такие методы обучения, как лекция, рассказ, беседа и беседа. Интересны его мысли о чтении книг и выписки из них.


Другие статьи по теме:
 Вечная загадка любви (по рассказу Григория Тютюнника "Завязь")
 Василий Бобинский - в знания и незнаемые
 Волынские писатели в государстве
 Бойчук Михаил и Нарбут Георгий
 Развитие культуры и литературы г. Рогатина

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: