![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Бойчук Михаил и Нарбут Георгий |
12-07-2023 |
С того же 1924 года он профессор Киевского художественного института. Михаил Бойчук принял участие в монументальные пропаганде, возглавил первые государственные мастерские. Его группа расписала агiтпароплав "Большевик", Луцькi казармы в Киеве (1919), оформляла праздник 1 мая 1919, декорировала Киевский оперный театр во время первого Всеукраинского съезда представителей волостных виконкомiв (1919), весной 1921 года на приглашение правительства УССР оформила помещения Харьковского оперного театра, где состоялся пятый Всеукраинский съезд Советов, работала на Всесоюзной сельскохозяйственные выставке 1923 года, исполнила около двадцати портретов кооперативных i государственных деятелей во весь рост для Киевского кооперативного института, сделала росписи санатория им. ВУЦИК на Хаджибейском лимане в Одессе (1928), Червонозаводского театра в Харькове (1933-1935).
В своих творческих исканиях М. Бойчук был близок с мексиканским художником Дiего Рiверою. Кроме того, с 1909 года М. Бойчук работал в области графики. Известны обложки для Общества сторонников украинский письменстваи науки (Львов, начало ХХ века), плакаты "Шевченковское праздник" и "Несiть подарки Красной Армии" (оба 1920). Вместе с учениками он выполнил серию обложек для черкасского издательства "Сiяч" (1918, печатались за подписью "Робiтня Бойчука" и анонимно), а также является автором ряда станковых произведений "Собрание женского актива" (1929), портретов Лепкого и С. Жеромского (начало 20 века), театральных декорации для постановок "Молодого театра" в Киеве ("Йоля" Ю. Жулавского, "Черная Пантера i Белый Медвiдь" В. Винниченко - два в 1918 году), ескiзiв багатофiгурного гобелена "Обжинки" (1935 ). Если учесть, что немалая часть наследия приходится на период голода и разрухи, артиллерийских канонады на Киевских улицах и годы восстановления народного хозяйства, вес сделанного достойна удивления.
1925 году была основана Ассоциация революционного искусства Украины (АРМУ), объединявшая бойчукiстiв. АРМУ пропагандировала внедрение искусства в быт, соединение его с жизнью, отрицала натуралiстичний реализм. Бойчукiсты стремились к национальному своерiдностi украинского искусства. Эти идейно-художественные принципы не укладывались в канонiзованi рамки "советского искусства", вызвали со стороны "воинствующих социалистов" обвинения в спотвореннi образов советских людей, социалистической действительности ", к тому же еще донимала недоброзичливiсть других художников, продиктованная групiвщиною. Последнее заставило М. Бойчука 1931 году оставить Киев.
Сначала он преподавал в Ленинградской Академии художеств, а уже в 1932 году возвращается в Украину в Харьков. В ноябре 1926 - мае 1927 годов М. Бойчук вместе с женой С.Налепинською-Бойчук, учениками I. Падалко и В. Седляром имели творческое в Германию, Францию, Италию. Эта поездка за границу стала одной из формальных оснований для их ареста и обвинения в "шпионаже" и участии в "контрреволюцiйнiй организации".
Михаил Львович Бойчук вместе с его талантливыми учениками Иваном Ивановичем Падалко и Василием Теофановичем Седляром были расстреляны 13 июля 1937 в Киеве.
Софию Налепинску-Бойчук казнили 11 декабря 1937 также как "шпионку" i "жену руководителя националистической террористической организации среди художников". Судьбу этих четырех разделили большинство учеников Михаила Бойчука.
Современников М. Бойчука удивляла его сознательным отказ от участия в выставках. Он же не видел в этом необходимости, считая, что назначение фресок монументалiстiв - общественные здания и широкие площади, где они "экспонируются" постоянно. Мог Михаил Львович предположить, что эти его монументальные произведения советского времени (буквально все до одного!) Будут уничтожены, а недоброжелатели скажут потом, что из него никакой художник, потому у него нет произведений! Все фрески были срочно заштукатуренi после ареста художника. Уже в 1952 году согласно приказу Комитета по делам искусств фрески были изъяты из Национального музея Львова i уничтожены. В подвале Львовского библиотеки АН УССР № 2115 между "идейно вредных" экспонатов погибло i 14 произведений М. Бойчука - "Милосердие", "Сон", "Богородица с ребенком", "Возле колодца", "Писательница" и другие. Однако удалось сохранить некоторые произведения Михаила Бойчука благодаря Львовской художницы Ярославi музыке, которая с 1914 года (когда М. Бойчук вынужденно оставил Львов, покинув картины в своей мастерской) хранила произведения художника и его небольшой, но значительной научной стоимости архив. С точки зрения монументалiста то, что мы можем видеть сейчас в натуре, - лишь эскизы, подготовительные наброски к другому - большего и барвистiшого.
Но труд Михаила Бойчука нельзя мiряты только количеством произведений (или созданных или только сохраненных). Кроме произведений живописи, графики он выступил как новатор-монументалiст, создавший свою школу в монументальном малярствi, коллектив единомышленников i последователей (над росписью помещений четырех этажей Луцких казарм в Киеве 1919 г. работали около 200 художников).





Добавить комментарий: