![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Архаизмы и старославянизмы и их моделирующая роль |
03-07-2023 |
Текст "Палимпсест" как сплошность предоставляется к аналогии с "христианской мистерией инкарнации" именно благодаря чрезвычайно тонко почувствовать и удачно "пойманном" слову "палимпсесты": так же предусмотрено моменты жертвы, искупления и спасения - восстановление - обновление. Смерть и воскресение - основное содержание ключевого (единственного) слова и ключевой категории "палимпсесты". Процесс смерти и воскресения отдельного слова, отдельного образа, отдельного стихотворения, целостного организма сборки, самого Стуса и обособленно, жизни как таковой, которое является, наконец, сплошным и постоянным умиранием - рождением.
Слово "палимпсесты", опять же по аналогии, выступает тем единственным, которое представляет мировые поэтический феномен Стуса. Оно единственное, но в то же время остается событием, составляет множественность слов. Это "улыбка Единства над стремительным потоком сотворена", это - "улыбка Единочасся над тысячами рождений и смертей", арена "всевозможных образований, зачатий и существований" [3, 137-138]. Над поверхностью слова "палимпсесты" сомкнулась глубина множественности. Кроме того, оно содержит и тот путь мышления, которому обязана своим существованием. Оно уподобляется свету, в котором становятся видимыми краски (перефразированное выражение Фомы Аквинского о слове).
Имеем возможность спотеригаты гениальность языкового сознания - процесс образования понятия, благодаря чему и осуществляется дальнейшее развитие языка и расширение его содержательных наполнений. Слово "палимпсесты" из разряда собственно архаизмов - лексической единицы с исторически ограниченным значением - переходит в разряд современных, воскресает к новой жизни в новом языковом пространстве. Вот результат творческой деятельности художника, способного ощутить акциденции слова (силу, энергию) и активизировать ее, ведь этим понятием пользовались в поэтической практике и к Стуса (например, П. Карманский), однако архаизм так и оставался архаизмом.
В Стуса и способ употребления давньоисторичнои лексики, и тот смысл, который она призвана нести, - все приобретает характер ритуала, священнодействия. В лексическом богатстве "Палимпсест" наличное "дарований - себя и вилучування - себя" как "диалектика самовыражения и утаивания, царящей в таинстве языка ..." [2, 215].
Стоит отметить и то, что в сборнике Стуса сосуществуют слова из разных лексических слоев: книжных, диалектных, разговорных и т.д. В. Стус - художник, который любит
... слова еще повнодзвонни,
как мед пахучие и опьяняющие,
слова, в глубине бездонной
пролежали глухие века
("Я весь мир воспринимаю глазом ...", [4, 25]).
Вот несколько примеров: горбик (шпиль горы, отвесная скала), иль (шлюз), потир (чаша или кубок, которым пользуются при исполнении христианских религиозных обрядов), яровой (не в смысле яркий, как подает первым значение словарь, а в понимании светлый, белый, прозрачный), Басаман (кровавые полосы на теле), пещеры (пещера), гражда (усадьба) и т.д. Видно даже без контекста, насколько возрастает экспрессия высказывания. Слова подобраны с целью создать впечатляющее по силе эмоционального проявления и воздействия изображения, так и семантика, и звукопись составляют единство, дополняют и подчеркивают друг друга.
Слова, в "глубине бездонной пролежали глухие века", как старое вино в добротном, мастерски и профессионально изготовленном посуде, настаиваются и со временем их эмоциональная консистенция доходит наивысшего предела, "ведь речь полна переживаниями прошлых поколений ..." (слова В. Гумбольдта цит за [1, 405]) и вбирает в себя и чувство современников.
Отдельного разговора требует лексический пласт "Палимпсест", именуемый неологизмами. В целом же углубление в индивидуальность языкового явления "Палимпсест" является одним из путей постижения природы украинского на пороге XXI века.





Добавить комментарий: