В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Архаизмы и старославянизмы и их моделирующая роль

09-01-2023

Вводя в контекст произведения слово "месть", Стус меняет характер сообщения, вознося его в ранг священного. Кроме того, коннотация этого слова содержит информацию об особой экспрессивную силу и указывает на наличие аксиологического аспекта.

Боже, не литости - гневе

Боже, не ласки, а мсти,

дай разорвать нам оковы эти,

ретязь эти разнести.

Боже, расплаты неистовой,

Боже, безумной мести,

свирепости всенаученнои

нам на все время отпусти ("Боже, не литости - свирепости ...", [9, 64]).

Нагнетаются к сарказму путем употребления "то кто еси?" Эмоции в стихотворении "Что долечка! ..) [9, 188]:

Ну и долечка! Прождать на жизнь -

и всенедочекавшися - умереть!

Так кто. Еси? ..

Употребление архаизмов и старославянизмов умножает силу как семантического, так и емоцийноо поля. Указанные слова, обновляясь в потоке времени, обрастают новыми значениями, которые, наслаиваясь (принцип палимпсестов) друг на друга, оказывают стихам стереоскопичности, глубины.

Старославянизмы и архаизмы, с одной стороны, обломок уже отжившего мира, а с другой, включаясь в живой поэтический контекст современности, поднимаются над этим пропавшим миром и переходят в другую сферу - в сферу того смысла, который, по велению автора, они выражают. Таким образом проявляется идеальность слова - то, что преподносит все языковое над остатками прежнего его бытия.

Так называемая устаревшая лексика в поэзии Стуса добывает себе современность, наполняется новой экспрессивной энергией. В своем предыдущем языковом бытии архаизмы и старославянизмы такого смыслового и эмоционального значения не имели, они были просто "опота" (названиями). Горизонт современного языка расширился благодаря перемещению вербальных горизонтов.

Г.-Г.Гадамер в статье "Поэзия и философия" обратил внимание на утверждение М. Хайдеггера, суть которого заключается в том, что "цвет является цветом всего тогда, когда появляется на полотне великого мастера, а камень никогда не бывает больше мере камнем, чем тогда, когда вмурованный в колонну, подпирает фронтон греческого храма, и, как известно, только в музыке тон впервые становится тоном, тогда можем спросить, что же означает для поэтического слова и речи быть языком и словом в высшем их понимании , что мы можем из этого почерпнуть для осмысления онтологической сущности языка? "[2, 212].

На поставленный вопрос получим ответ, если проанализируем качественные изменения, проследим процесс инкарнации слова "палимпсесты". Иметь свидетельство того, что происходит со словом, если оно попадает в "руки" мастера. Рождается пульсирующий сгусток энергии, источник своеобразной эманации эмоций и смыслов.

В. Стуса привлекала смысловая и настроения многослойность, которая реализовывалась через принцип палимпсестов, подтверждение чему находим в его письмах.

М. Коцюбинская в статье "Стусове" самособоюнаповнення "одной из главных констант Стусовой поэтики называет внутреннюю структуру палимпсестов, что означает:" на древний текст наслаиваются позднейшие, более новые, но не стирая, не уничтожая пратексту - он проступает отчетливо, взаимодействуя оригинальным способом с позднейшими наслоениями, обусловливая своеобразную динамику и многомерность поэтического слова. Воспоминания, впечатления - давние, еще и еще более древние - отодвигаются на задний план, оседают, но проглядывают сквозь позднейшие напластования, сквозь "застылость хорошо пойманной мгновения", создавая новое единство. Новую многослойную конструкцию, в которой угадываются подводные части айсберга "[6, 142]. Такое цитирование оправдывается важностью наблюденного М. Коцюбинского.

Итак, исследовательница определяет образ палимпсестов как "ключевой для образно-философской проблематике Стусовой поэзии" [5, 19]. Учитывая поливариативности этого слова, можно также утверждать, что принцип палимпсестов - не только и даже не столько ведущий стилевой принцип, сколько життетворчий (в смысле творить жизнь, рожать себя), суть которого заключается в постоянном "переписывании" себя, наслоении своих "подобий" друг на друга.


Другие статьи по теме:
 Анатолий Димаров
 Василий Бобинский - в знания и незнаемые
 Владимир Яворивский - человек, борец, писатель
 Общественная и политическая деятельность Николая Кулиша в 1917 - 1920 годах
 Детская Литература

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: