![]() |
В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать». |
![]() |
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку. |
Анализ романа "Собор" Олеся Гончара |
13-03-2023 |
Можно с уверенностью сказать, что творчество Олеся Гончара общечеловеческая, ибо об общечеловеческих ценностях он болеет в каждом своем произведении. Какой период истории нашего народа не рассматривал бы автор, - везде прослеживаются высшие ценности жизни - свобода и человечность.
О свободе, казалось бы, разумеется, если речь идет о борьбе с врагом. А вот в мирное время ... В мирное время, когда не существует открытого антагонизма, понятие «свобода» воспринимается абстрактно. Но именно против этой абстрации и протестует автор, создавая образы людей, свободных в своем выборе, в своих суждениях и убеждениях. Путь к свободе физической всегда сопровождался кровью, смертью, руйнивництвом. А разве путь к свободе духовной когда-либо был легким? Наверное, нет, ведь разрушительная попытка касалась и человеческих душ, а смерть духовная вряд ли легче смерть физическую.
1 Именно поэтому Олесь Гончар так много внимания уделял изображению духовной красоты представителей послевоенного поколения и разоблачению их негативных проявлений.
Украинская литература 60-70 лет начала искать новые формы для показа истинно человеческих ценностей. К сожалению, большинство этих произведений или ждали своего часа, или были удалены из литературного процесса. Это касалось творчества Валерия Шевчука и Романа Иваничука, Григора Тютюнника И Олеся Гончара, ведь роман «Собор» было запрещено литературными критиками на двадцать лет)
Но разве могла понравиться тогдашним идеологам правда о карьеризм некоторых официальных лиц, черты которых олицетворяет собой Володька Лобода? Именно по инициативе таких работ разрушались памятники архитектуры, уничтожались плодородные почвы, осушались полноводные реки. Несмотря на красоту днепровских плавней, Володька вынашивает разрушительную идею: «Затопить или, наоборот, осушить?» О Лободу и о таких, как он в романе «Собор» сказано: «Не Архимед, не Галилей - чиновник идет по миру, он задает тон ... Да, да, крупный чиновник двадцатого века. Эйнштейн ничто по сравнению с ним. Тот делает открытия, а это решает.
Кнопки нажимает. Кладет резолюцию на твоей судьбы ». Такие же чиновники вершили судьбы представителей сельской молодежи, которые не имели права уехать из деревни.
В самом произведении можно найти строки, которыми Олесь Гончар предполагал реакцию чиновников на своем романе: «Надо и современных авторов подчитать, то они же там пишут? То ... мыслят? Лобода сразу нахмурился: ох, знаем тех мыслителей. О соцреализм не очень-то, больше о гуманизме ... Вечные вопросы им подавай, вечные истины, им бы этот собор - стояли бы и возраст на него молились ... Нет, разбаловали мы их! .. »
«Стало, в частности, понятно, что на время выхода в свет роман разделил судьбу произведений, которые по уровню проницательности и остроты художественных обобщений и завбачальности во многом опережали свою эпоху - именно в плане акцентирования на проблемах, которые с течением лет приобрели еще большую злободневность . Свойственна и другим Гончаревим произведениям, это качество проявила себя в «Соборе», может, с наибольшей силой. По крайней мере перечитывая роман, не раз ловишь себя на мысли, что написан он именно сейчас, а не двадцать лет назад - такими першовидкриттевимы, разведывательными признакам произведение наделен »1
Центральным образом произведения является образ собора. Это символический образ, который олицетворяет в себе духовное начало украинского народа, осуществляет связь поколений, является верховным судьей человеческих деяний с точки зрения вечности. Собор вобрал в себя совершенство и гармонию, утонченную красоту И внутреннюю силу. Поэтому воспринимается он как живое существо: «Ночью собор молодеет. Морщин времени на нем не видно ... »





Добавить комментарий: