В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Анализ романа "Собор" Олеся Гончара

26-08-2017

Ужасная сама природа такого явления как равнодушие. «И никакого упрека собственной совести, даже странная реакция на протест. Нет ли в том страшнее, чем жестокость завоевателя? Враг разрушает из зависти, из злобы. Народ, освободив родную землю, снова начинает восстанавливать разрушенное, реставрирует, все делает для того, чтобы памятник был такой же красивой, привлекательной. Разрушающий равнодушие и слепота, уже не восстанавливается ».1

Хотя Володька Лобода довольно молодой человек, изменить его характер, наверное, уже не сможет ничто. В произведении есть еще один представитель молодежи, суждения которого вызывают озабоченность. Это Роман Орлянчен-ко, друг Николая Баглая. Роман - принципиальный и честный человек. Однако гнетущее впечатление оставляет его скептицизм. Юноша не верит в людей, в гуманистические идеалы. Пообщаешься с таким - и жизнь потеряет яркие краски, станет серым и бесцветным. И если Николай относится к обыденности жизни оптимистично и старается позитивных изменений, то Роман не идет дальше критики.

Возможно, Николая поступок убедит и Романа, и ему подобных скептиков в величии человека. Ведь в схватке с теми, «... что без соборов в душе», Николай выглядел «как тот библейский юноша выгнал осквернителей из храма».

Настоящим сокровищем творчества Олеся Гончара есть богатая, певучая речь. Именно она является одной из важнейших признаков творчества писателя. Прозу Гончара нельзя ни с чем спутать, она неповторима. Неповторимость эта в замечательных украинских пейзажах, в сочных красках портретов. Образы «Собора» выписаны так полно, так отчетливо, словно фрески и иконы. Касается это не только положительных персонажей, имеющих будто отметку чистоты и святости, касается это и отрицательных образов - будь то карьерист Лобода или осквернители храма.

Речь Гончара богата глубокие и трогательные слова, которые имеют свой ритм, тембр и звучание. «Художественные ресурсы каждого отдельного слова могут быть неисчерпаемыми, но каждый писатель наделяет свое слово разной степени энергии. Чем больше - тем лучше, тем долговечнее роман или повесть, тем они нужнее. Есть эта вроде скрытая от постороннего глаза энергия в каждом слове Олеся Гончара, запасы ее щедрые, мы постоянно черпаем эту энергию, а она так и остается неисчерпаемой, поскольку ее наделен секретом продолжительности нерушимости, постоянной заряженности ... »1,

Полифония «Собора» содержит в себе и философские и нравственные аспекты. 1 Автор соединил воспоминания о прошлом и заботу о дне грядущем, отвечает, 'ственность человека за окружающий мир и ее значимость в этом мире. Каждый из произведений, а особенно роман «Собор», словно предостерегает человечество от разрушительного попытки изменить мир. Сквозное через все художественное полотно «Собора» Гончар проводит идею сохранения сооружения, воздух, человека. Дымы над Зачиплянки и клочья сажи над степными стальника - это своеобразное предостережение от экологических катаклизмов. Произведение было написано в 60-е годы, задолго от аварии на Чернобыльской АЭС! Вот в чем заключается современность произведения, актуальность его тематики. Злободневность прозы писателя направлена ​​против общечеловеческого преступления, преступления перед историческим памятником, перед современниками и перед потомками. Ведь бюрократизм, карьеризм, эгоизм, равнодушие ведут к бездуховности и бездушия. Именно в этом и заключаются особенности художественной публицистики Олеся Гончара. По определению Леонида Новиченко, «речь о большем и более общее (хотя кто его может назвать и частичным сравнению с художественными обязательствам определенного таланта) - о настоящей, а не только декларируемую открытость писателя общественным болям и тревогам, о его отваге, если хотите , сказать всех в острых сегодняшних вопросах, которые действительно касаются всех, но о которых мало кто решаются вслух (а следовательно и с достаточной доказательностью) говорити.2

Общественные события являются результатом человеческой деятельности, так и рассматривать их надо через человеческие судьбы и характеры. А герои Олеся Гончара отмечаются четким индивидуальным колоритом, их диалоги сконденсированные и меткие, и вся речь четкая и остроумна. Несколько штрихов - и перед нами автор примитивного письма, солдат-бездарь, что поставил в ряд с высоким чувством приземленную потребность да еще и осквернен языке: «Сичас служит Какосу непривычным, трудно звикать, что тобой командуют, и все привикнецця, пайка хватает, наедаюсь полностью ». Безусловно, утонченная душа Ельки не могла принять такого признания, вряд что другому будет оно нравится. Казалось бы, смешно, однако не до смеха, когда подобный молодой позорит и человеческие чувства, и родной язык. А разве не чувствуется авторский праведный гнев, направленный на разрушителей родной природы!


Другие статьи по теме:
 Анализ романа "Сад Гефсиманский" Ивана Багряного
 Символика в романе О. Гончара "Собор"
 Ведущие мотивы лирики Лины Костенко
 Анализ романа "Тигролови" Ивана Багряного
 Эстетическая функция цвета в романах Павла Загребельного

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: