В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Анализ повести "Кайдашева семья" Ивана Нечуя-Левицкого

22-08-2017

Живя в пределах царской России, находясь под давлением драконовских Валуевского циркуляра (1863) и Энской акта (1867), которые возводили роль украинского языка в "наречие" и юридическое давали основания даже национальное-культурные соревнования трактовать как преступный политический сепаратизм, Нечуй-Левицкий считал очень необходимым развивать национальное самосознание народа. Фольклор и история Украины для писателя на всю жизнь остались неиссякаемым источником размышлений, не случайно в его произведениях встречаемся с историческими рефлексиями героев.

Немалый интерес представляет историческая проза Нечуя-Левицкого. Писатель считал, что именно художественные произведения на темы исторического прошлого способны вызвать живой, неподдельный интерес широких слоев к своему прошлому.

В историческом романе "Князь Иеремия Вишневецкого" и "Гетман Иван Выговский" писатель пытался осмыслить на материале из жизни украинской интеллигенции проблему духовного комформизму человека, социальной нивелирования личности.

Нечуй-Левицкий в своем творчестве неоднократно упоминал о окатоличенным потомков бывших украинских родов, которые умеют только заботиться о своих достатки и раскаты жизни и знают только культуру ... роскоши и блеска великосветских мировой жизни, да и только ". Писатель сердцем и умом ощущал обездуховлюючу сущность существования человека, который, не усвоив культурных, духовных традиций своего народа, и в культуре господствующей нации видит только те пласты, которые захватывают ее своей кажущейся эффективностью и развивают эгоистические устремления.

В центре романа "Князь Иеремия Вишневецкого" исторические события сэр. XVII века, когда еще мощная Речь Посполитая, распространяя социальный и национальный) религиозный гнет на восточных окраинах, передусимна Украины, вызвала там решительное сопротивление народных масс. Восстание Северина Наливайко, Якова Остряницы предвещали приближение всенародной Освободительной войны 1648 г., которая закачала устои Польского государства. Многочисленные магнаты: Вишневецкого, Потоцкие, Радзивиллы, Занойськи своеобразные "королята", как их называли родовые шляхтичи, стремились огнем и мечом закрепить свое господство, колонизационной политику полонизации и окатоличивания украинского и белорусского народа. Что двигало ими - жажда власти, желание быть на вершине славы или стремление что-либо доказать свою преданность Коропе реабилитировать свою коренную непольськисть. Потребность в акциях исторического масштаба или властный инстинкт самосохранения? Какую однозначный ответ дать на эти вопросы трудно, особенно если вспомнить, что Украине XVI-XVII вв. была средоточием стратегических интересов различных государств, своеобразным мостом между Востоком и Западом. Нечуя-Левицкого привлекали не столько историософской проблемы, сколько создания образа человека, которого он именовал "одступником", "оборотнем".

Обратившись к воспроизведению исторических событий за царствование польского династии ВАЗов, Нечуй-Левицкий ведет читателя в иезуитскую коллегию во Львове и в магнатский дворец над Сулой, в варшавские замки и в мещанскую жилище, на политые невинной кровью площади Немярова и на поле битвы над Пилявка ... Широкое фон романа дает возможность представить себе настроения различных социальных слоев Польше и Украине, почувствовать ту пропасть, которую постепенно выполнял Иеремия Вишневецкого между собой и собственным народом.

Сюжетная линия романа довольно upocra. Она символизирует постепенное вхождение внука знаменитого Байды Вишневецкого в великосветское круг и судьбы непосредственно его войну с голытьбой и казацкими повстанцами, воспринимается им как возможность утвердить себя на важных ролях в Польском государстве. Уже на первых страницах произведения юный Иеремия предстает человеком, который не терпит чужого опеки, выше себя и во внешне приветливой поведении с слугами где на дне скрывает потайное высмеивание нии Обучение в иезуитской коллегии еще сильнее развито надменность и спесь молодого князя, убедив его в собственной мессианской миссии даже силой обращать "темную Украинский массу",''темных товаряк "к католицизму, в Польшу и польского языка. Позже пребывания за границей, в Европе," без меры высшей во всем и за Польшу, и за Украину " заставило его остро критическим взглядом присмотреться к образу жизни своих прославленных и богатых предков, киевский дворец которых теперь показался ему чистейшей конуре тех пор Иеремия пытался во всех своих мероприятиях, в том числе и самых жестоких, избитые славу на всю Украину: разрушал и жег, словно татарская или древняя монгольская орда ".

Честолюбивые планы Вишневецкого отчетливо выступают в его внутренних монологах, здесь проявляется его полное согласие с оценкой Польши как "рая для дворян, ад для крестьян".

Даже в выборе будущей жены Гризельди Замойской Вишневецкого руководствуется мыслью, насколько та пара способствовать его славе. А женившись на ней, стремится сделать ее своим союзником, чтобы вытравить вокруг "тот глуп мужицкий давний саморид", правда, где интуитивно Гризельда ощущает отсутствие у мужчины горячего чувства, его любовь она сравнивает с холодным железом, можно было бы думать, что увлекшись вдовой Тодози Свитайлихою, князь переживать своеобразное испытание счастливым чувством. Да и оно имеет явный оттенок егоцентрризму. "Не щади меня ходить и меня любить, я разорвут тебя, твоя красота никому не досталась вовеки веков" - такая назойливость Иеремии принципиально отличается от самоотверженной любви молодой казачки, которая в этой сложной ситуации, любя, старается сохранить достоинство свободного человека, а не превратиться в известную всем барскую любовницу.

История неравного и трудного любви Вишневецкого и Тодози является художественным достижением автора. Она позволила рельефнее изобразить главного героя, шире ввести тему народа в красивый сказ. Внутренняя драма женщины, невольно полюбила откровенного врага казаков и мучается в поисках выхода между страстным чувством любви и обязанностью патриотки, нарисованная убедительно. Тодози знает о реальной дате нападения казаков на город, она ждет его и одновременно на может допустить гибели Гризельди Вишневецкого с сыном, ее поступок служит подтверждением идеи нерушимости, гуманной сущности народа, его великодушия.

Написанный на историческую тему, роман обнаруживал противоречия древнеукраинской действительности и одновременно был проекцией реальных польско-украинских взаимоотношений 2 пол. XIX в.


Другие статьи по теме:
 В своем доме своя правда и сила, и воля!
 Рассказы для детей и о страждущую судьбе детей-сирот
 И злиться опять со своим народом (Елена Телига)
 Голодомор стихов и прозы
 История написания романа Панаса Мирного Разве ревут волы, когда ясли полны?

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: