В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Анализ повести "Кайдашева семья" Ивана Нечуя-Левицкого

24-08-2017

Переход от лицемерия, подобострастия к гневу - также черта, которую Кайдашиха позаимствовала у господ: "Прошла неделя Кайдашиха перестала звать Мотрю сердечком и уже орудовала ею, как служанкой"

Это отражается в его языке. Сначала она называет Мотрю "мой ребенок", "мое сердце", "моя дочка". Позже, когда между ними начались ссоры, ее речь уже другая: "Постой же ты, сука. Сверну я голову твоему петуху".

Перед соседями она может опозорить свою невестку, преувеличивая ее вину, или просто придумывая то от себя. Так на вопрос кумовья или работящая ее невестка Мотря, Кайдашиха ответила: "Хлеб есть хорошо понимает". Это после того, как вся домашняя работа была переложена на плечи невестки.

Заводилой всех ссор в семье, всей потасовки была прежде Кайдашиха. И в час ссор она попадала одновременно в смешное и печальное положение. Так, во время одной "баталии" за горшки Мотря выбила свекрови глаз. А читатели не сочувствуют ей, ибо ссора, довела ее до увечья была начата Кайдашихой. Крестьяне прозвали ее видроока. Этим писатель также предоставил рис четкой окреслености персонажам. На образе этой эгоистичной женщины показано, как морально упадок человек в условиях мелкой собственности, беспросветной темноты и вражды.

Характеры сыновей Кайдаша формируются в другое время, поэтому у них нет той забитости и униженности, что в их отца. Старший Кайдашенки гордый, насмешливый, капризный, сердитый. "Он был человек гордый, упрямый, не любил никому кланяться ... даже родному отцу", - подчеркивает автор. Kарпо вырисовывается как социальный тип мелкого собственника, который стремится укрепить свое небольшое хозяйство, но нет возможности. В отношениях даже с близкими он эгоист, индивидуалист, который заботится только о своем собственном интересе, не считаясь ни с кем. Не случайно односельчане именно его выбирают по десятским, мотивируя: "Карп человек гордый и жестокий, из него будет хороший сипака".

В отличие от брата, Лаврин добрый, мягкий, поэтический. Когда у Карпа лицо неласково, глаза сердитые, в Лавpина -''веселые, синие, как небо, глаза светились приветливо и ласково "В разговоре с Карпом о девушках он в каждой выделяет привлекательные черты, проявляет доброжелательность к окружающему миру, ему присуще чувство юмора. Парнем он не участвует в семейных ссорах, а свое отношение проявляет в шутках: то слепил конек с комом хлеба, испеченного Матреной, то шутливо плюнул на кучку свеклы и фасоли, когда Мотря бросила миску с борщом под ноги свекрови. Влюбленный в Меланку он признается, думает и говорит словами песни: "Брови черные, глаза карие - любо посмотреть; личико как калина, а как взглянет, улыбнется, у меня сердце вянет", "Как с ней не женюсь, то в Роси утоплюсь" и др.

Но новое положение в семье после женитьбы вносит свои коррективы. Стремление хозяйничать самостоятельно приводит к конфликту с отцом. Лаврин не может обойти и семейных раздоров. Он не уступает брату грушей, надеясь продавать ежегодно груши и брать деньги. Такие рассуждения и поведение Лавpина свидетельствуют о тех безусловные изменения, которые он испытал, приспосабливаясь к условиям мелкособственнического быта.

Мотря умная, красивая и нарядная женщина. Физически здоровая она любила труд. "Дело будто горело в Мотрины руках, говорит автор.

Долгое время она змовчувала свекрови, проявляя свою учтивость. И только тогда как почувствовала себя не хозяйкой, а служанкой в ​​Кайдашей, ее терпение лопнуло. Защищая свое человеческое достоинство, чтобы "не съела свекровь, аспид, возраст молоденький", Мотря дальше все больше теряет чувство меры.

Она становится сварливой и жестоким человеком, Якавъ семейных спорах не останавливается ни перед чем. За это от свекрови она получила прозвище "бендерская чума".

После трагедии с глазом Кайдашихи крестьяне Хаккеталь Мотри как с лютой женщины. Когда выбирали Карпа десятским, некоторые в шутку советовал избрать Мотрю, а другие отвечали: "Нельзя, она выбьет всем бабам глаза".

Речь Мотри также отмечается грубостью, полна оскорбительных слов и ругательств острот. Чувствуя свою пренебрежительный над Мелашкой, она и разговаривает с ней неучтиво и обидно: "Не цели до порога, потому возьму тебя за шею, как кошку, и натолочет мордой в мусор".


Другие статьи по теме:
 Исторического романа в стихах "Маруся Чурай"
 Идейно-художественный анализ романа И. Багряного "Тигролови "
 Историческая повесть Богдана Лепкого "Мотря"
 В своем доме своя правда и сила, и воля!
 Идея бессмертия народа в романе Михаила Стельмаха "Правда и кривда"

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: