В Москве открылся новый книжный магазин – «Циолковский». Его девиз – «Читать. Думать. Действовать».
Google не сможет создать крупнейшую в мире цифровую библиотеку.

Анализ киноповести Довженко "Украина в огне "

25-08-2017

Но самое страшное было то, что «государственные деятели средней руки», убегая сами, обвиняли других в панике, скрывали правду. Василий Кравчина, услышав разговор председателя исполкома одного городка Н. Лиманчук с двумя девушками об отступлении,: с горечью воскликнул им: «Бегите, сестры мои, убегайте. Ибо придут немцы, уничтожает вас, заразят болезнями, погонят в плен, а этот трудносгораемых шкаф, - показал Василий на голову, - что собирается бежать, вернется потом и судить вас за разврат ".

Так и случилось потом с героиней произведения - Христей и сотнями других девушек, которым пришлось пройти все круги фашистского ада, а потом еще и предстать перед судом холодных и бездушных «трудносгораемых шкафов», которые решили, что именно они - проводники государственной политики, линии партии .

Длинной, очень длинной была война. И крови пролилось много, как отмечает писатель, «больше чем могло бы пролиться. И страданий ».

Автор показывает всю глубину народного горя в оккупации - пришлось и пахать вместо лошадей и волов, и отдавать цвет нации - лучших, юношей и девушек в Германию на каторжные работы, подвергаться унижениям, гибнуть в огне пожаров, под дулами фашистских автоматов, на виселицах. Вот один из таких страшных эпизодов, изображенных в киноповести. Эрнст фон Крауз, преследуемый партизанами, плохо спал. А расплата за это была страшная: «Сотни несчастных людей, расстрелянных, изувеченных, с вырезанными на груди и на лбу звездами, сгорели в ту ночь в деревне, замкнутые в пылающих ригах и церквях. Расплатились за немецкий болезненный сон тяжелыми муками в огне украинский-дети ».

Неумолимая война не раз и не два прокатывалась украинской землей, увеличивая число жертв и разруху. Автор представляет зловещий пейзаж, от которого становится, жутко: «Дымом сходили горизонты. Огненные валы с громом и грохотом не раз перекатывались с востока на запад и с запада на восток. Мертвые танки чернели на полях грозными своими тушами, будто вымершие чудовища в пустыне. И куда не поехать, куда не уйти, - всюду несло духом незахороненных человеческого трупа. Минирующие нескошенная поля были полны зловещих тайн ».

А какой понравилась Довженкова река! «Она была збещена, изнасилованная и искаженная врагами.

Вода текла в ней мутная и кровавая, с дохлой рыбой, трупами и другими останками страданий ... И грязь, и муть, и кровь в реке, и смерть! Это была уже не река, а сток нечистот ».

Безмерной была трагедия простых, рядовых наших воинов, которые приняли на свои плечи все бремя битвы за родную-землю. Этих боев не выдерживали ни звери, ни птицы, ни пресмыкающиеся: «Такой страшный был мир в бою. Одна лишь человек мог вытерпеть бой ... »

Описание боевых действий занимает у Довженко несколько страниц. Но это боль израненного сердца, это крик души: «Люди, опомнитесь! Увиденное, прочувствованное и пережитое писатель пропускает через призму художественного восприятия и с большим талантом подает читателям:« Воздушные волны и буйные завихрения от пролетающих крупных снарядов и взрывов мин срывали людей с земли, крутили их вверху, как осенний лист, и бросали на землю.

Весь воздух пришло в неистовый движение, все оно, вся атмосфера звучала, ревела, взрывалась, каркали и гремела тысячами громов, воздух горело. На бойцах загорались рубашки.

... Семь раз сходились бойцы с противником. Семь тяжелых немецких атак отбили они вдребезги, в прах, в дым. Тридцать шесть вражеских танков пылало уже перед ними и снесло к небу грозную славу. Труппу враждебного лежало между танками множество ».

И таких смертельных боев было множество, а заканчивались они зачастую одним:

«Все отдали. Все до последней нитки. Поквитались с жизнью, с войной, с врагами на. всю силу. Не мудрствовали, не прятались по резервам и тылам, не обрастали родственниками на простых своих артиллерийских постах. НЕ выжимали из малых своих талантов большой пользы ... не любили выставляться напоказ ни в целом виде, ни в раненому, ни в каких доблестях ... »

Автор накивае этих героев поименно, а за ними предстает весь героический народ, который грудью защитил землю от фашистской орды.

В этом списке, согласно исторической правды, мы видим не только фамилии украинском, но и русских, грузин, представителей разных национальностей, всех, кто плечом к плечу воевал против немецко-фашистских оккупантов. Поэтому безосновательным представляется обвинение А. П. Довженко в национализме (в худшем понимании этого слова).

Писатель восхищается мужеством своих героев, возвышает их подвиг в веках, хочешь сердце его при этом обливалось кровью за напрасно потерянным силами и ржи.

«Как бились люди! Словно целые века несокрушимой упрямства и боевых щедрот раскрылись вдруг в Вернигора, Труханов, Волках и Якимахах. Родная отцовская земля умножила их гнев и силу боевого задора. Они словно вросли в землю, и когда немцы были уже совсем близко, они встали как один и пошли в атаку раз против середины грозного немецкого вала ».

Итак, писатель в киноповести "Украина в огне» с убедительной прямотой и большим художественным мастерством раскрыл трагедию украинского народа в крупнейшей мировой войне. Вывод у читателей может быть только один - такое не должно повториться!

Но не только война в поле зрения художественного исследования писателя. Он со всем жаром сердца, чуткого к несправедливости, осуждает большевистскую концепцию классовой борьбы. Именно эта теория, внедряемая в практику, породила репрессии, страх людей, недоверие друг к другу, моральное опустошение души, догматизм и бездуховность. Примеров тому мы найдем в киноповести немало.


Другие статьи по теме:
 Голодомор стихов и прозы
 Драматургическое творчество Николая Кулиша
 Багровый и "Тигролови "
 Роман М. Стельмаха "Правда и кривда"
 Анализ повести "Кайдашева семья" Ивана Нечуя-Левицкого

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий: